Логопедические игры для детей раннего возраста


1. Игры для развития подвижности артикуляционного аппарата – артикуляционная
гимнастика (например, «Накажи непослушный язычок»: покусать высунутый изо рта язычок «пяпя-пя», «Большой ротик»: удерживать широко открытый рот на счет до 10-ти, при этом можно петь «а-а-а!»).
2. Игры для развития словарного запаса и грамматической связи слов в предложении.
- «Спрячь игрушку»: положи в коробку, под стол, под стул, на пол, на стол, за спину, в карман; отнеси к двери, дойди с ней до окна и т. п.
- Скажи, куда ты спрятал игрушку?
- «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (мебель, одежду, игрушки и т. п.).
- Катя забыла, что это. Скажи ей!
- «Чей малыш - чья мама?»: группировка животных и птиц по принципу «взрослое животное – детёныш».
- «Покорми зверей»: усвоение падежных форм существительных.
- Чем покормим корову? (травой, кошку – молоком, собаку – косточкой и т.д.)
- Кого чем угостим? (траву – козе, корове, лошади; морковку – зайцу; грибы – ежу, белке и т. д.).
- «Назови маленький предмет». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: гриб-грибок, дом-домик, стол-столик, мяч-мячик и т. д.
- Это большой помидор, а маленький … (помидорчик).
- «Подскажи словечко»: совместное проговаривание с ребенком знакомых текстов стихов, потешек, сказок, например, «Наша Таня громко …(плачет), уронила в речку ...(мячик)» и т.д.
- «Кто как кричит?»: образование глаголов от звукоподражаний знакомых животных и птиц. «Как кричит собака?» («гав-гав» - лает), «Как кричит кошка?» («мяу-мяу» - мяукает) и т. д.
- Для развития самостоятельной фразовой речи очень полезны игры- театрализации русских сказок с использованием бумажного или пальчикового кукольного театра.
Предлагайте детям отвечать на вопросы сказочных персонажей или вступать с ними в диалог:
- Кто в теремочке живет? (лягушка-квакушка, мышка-норушка).
- А ты кто?
- Я – зайка-побегайка! Пустите меня к себе в Теремок!
- Пустим зайку?
- Да, пустим.
3. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук (игры с соленым тестом, игры с водой, игры с пинцетом и др.).
4. Игры по дороге из детского сада (в детский сад)
«Я заметил»:
- Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая.
Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди).
- «Волшебные очки»: - Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета. Скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.».
5. Игры в «свободную минутку», подвижные игры.
- Игры с мячом:
- Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга . . .
- «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы).
- Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки. По аналогии проводится игра на другие гласные звуки.